Белое безмолвие...

Белое безмолвие...Наконец-то немного согревшись, отойдя от впечатлений решила написать о пожалуй самом екстремальном походе, да и вообще самом большем екстриме который мне когда-либо довелось испытать. А все началось с того, что просто хотелось увидеть зимние Карпаты. Планировала еще летом, но из-за травм все как то не решалась, да  и компании не было. А тут спонтанно, просто за день решили, созвонились, собрались. Все как всегда, спонтанно, с нашими попутчиками ребятами из Калуша, организаторами експедиции познакомились уже по приезду!

Посмотрев обьяву о походе вскользь оценила маршрут, так как никогда там не была, не представляла себе всей трудности. Прибыв из Калуша в отправную точку нашего маршрута — селенье Осмолода, край географии (поселок на 30 домов) за которым больше ничего нет кроме одного из самых нетронутых и интересных участков карпат — Горган. Интересных тем, что не особо популярных среди туристов, тоесть вы не найдете там фешенебельных курортов и баз, как  в  том  же  Славске — лиш нетронутую природу гор. Место, где можно побыть один на один с природой, отдохнуть душой, но не телом, только ты, твои товарищи и природа, все это предоставляется взамен на полную отдачу, отвагу, и отсутствие боязни пронести собственное снаряжение через весь маршрут от точки А до точки Б. Белое безмолвие..., КартаВ общем по прибытии на старт, была еще осенняя погода, только мелкий иней на вершинах, но чем дальше начали подниматся к подножию г.Грофы тем сильнее начинало холодать. Не раз шутили по этому поводу, что поехали искать зиму, чтоб привезти ее домой, как положено по календарю… таки нашли, доставили)) Белое безмолвие..., осенняя погодаПосле привычного гниения, тобиш сидения дома за компом резкий подьем в гору уже начинал давать о себе знать с непривычки. Каждый километр в гору казался испытанием. Рюкзак весил 17,5 килограм, ботинки вгрызались в пятки, а идти до первой стоянки было еще добрых метров 500 по крутому подьему. Больше всего не хотелось отставать, чтоб не задерживать ребят, потому на помощь пришел наш опытный проводник, бывалый турист который использовал хитрый психологический прием: отстающего пустить вперед. Я сама удивилась на сколько это хорошо действует. Не давит тот факт что тебя бросили одного, а раз бросили значит можешь уже не спешить и телипаться как хош до самой стоянки. Напротив, первым идя тешишся сознанием что, должен идти быстрее, что б не догнали )) Такая вот простая практическая психология. Белое безмолвие...Наконец то дошли до нашего первого пристанища, туристического приюта Плисце. Этот домик заслуживает отдельного внимания, так как был построен на добровольных началах любителями туристами на высоте более тысячи метров, и в отличии от обычных колыб, збитых из досок этот был из камня, дерева, бетонной печи, и с металической крышей (!) Рассказывали, что для его постройки каждый брал по пару кирпичей и поднимался на ту высоту… Учитывая крутизну подьема я не могу себе представить какие нужны были усилия на такой подвиг. Но факт остался фактом — там на горе мы нашли по карпатским меркам как минимум пятизвездочный хилтон! Восхищаюсь теми людьми которые его построили. Белое безмолвие..., приют ПлисцеПосле отогревания возле печки, сытного обеда боевой дух учасников экспедиции немного подупал, не хотелось покидать теплого домика и печки, лезть еще пол дня на высоту, всех… кроме проводника. Усилием воли ему таки удалось уговорить нас надеть опять рюкзаки и отправится в самую что ни на есть ж.., туда где снег, мороз, ветер, альпийка и камни покорять первую вершину хребта Парынки. Белое безмолвие...Возле стоянки к нам присоединился еще один учасник экспедиции -маленький белый песик, непонятно что делавший на такой высоте возле безлюдного дома. Не знаю зачем бедняга туда пришел, но оттуда он уже шел с нами и впоследствии не раз оказал нам услуги проводника и охранника по всему маршруту. Белое безмолвие...Восхождение на вершину началось через прорубленую альпийку, ее корни, о которые постоянно приходилось спотыкатся и попадавшиеся районы из гравия. По мере восхождения сил оставалось все меньше, а погода все больше портилась.Холодный ветер пронизывал насквозь, не спасали уже ни теплые куртки, ни ночка на лице.Потеряв драгоценные 1,5 часа светлового дня уже в темноте, при свете фонариков доползли на саму вершину, которая оказалась широким плато, потому не удивительно, что пройдя там в поисках продолжения маршрута мы заблудились… Грустно было там сидеть на камнях в леденящем холоде, покрыватся льдом и не знать куда идти дальше. К счастью потом отыскали наши следы ведущие на вершину, думали уже по ним спускатся в тот гостеприимный домик, но случайно нашли правильную тропинку, спускавшуюся в лес, к подножию горы Малая Попадья. Вчетвером, с тремя фонариками, через обледеневший склон и вечный мордохлест — альпийку мы раз через раз спотыкаясь дошли до места лагеря. Обледеневшими руками разложили палатки, карематы, спальники и уже спустя миг подогревали на газовой горелке горячий чай и теплую пищу. В то время как мы приготовились ко сну наш верный пушистый проводник пронзительно лаял вокруг лагеря. Тогда мы не придали этому значения так как были смертельно уставшими и замерзшими, но на вторую ночь эта деталь нам хорошо вспомнилась. Белое безмолвие... палаткаТак как по своей природе, я человек теплолюбивый, замерзаю даже в плюсовую температуру, ночька в обледеневшей палатке на морозе -10С минимум, мне не пришлась по вкусу. Несмотря на окочанение, мне все же удалось немного подремать.
На утро самой большей пыткой было вылезти из спальника и натянуть на себя обледеневшие, негнущиеся, напоминавшие орудие пытки ботинки. К счастью один из самых сознательных членов експедиции вылез первым и разжег костер, у которого можно было хоть как то привести себя в порядок, прогреть замерзшие вещи и немного отогрется самим. Дальше у костра началась готовка фирменного блюда — кофе из снега. Так как маршрут по которому мы шли был абсолютно безводным — воду можно было набрать только возле того домика, приходилось на вес золота беречь незамерзающую минералку и остальные запасы воды, коих на весь поход было по 2л на чел. Потому что б залить в термос горяченького кофе пришлось изворачиватся — натопили на костре снега, процедили через платок и залили кофе. Чесно ребята, вкуснее чем тогда этот напиток мне еще никогда не смаковал. Белое безмолвие...За этот день нам предстояло еще пройти львиную долю нашего маршрута, как потом оказалось — форсировать сразу три вершины… хоть расчитывали только на две. Подьем на Малую Попадью был просто таки несносно тяжелым как для меня, слишком уж резко вертикальным. Но кое-как взяв ритм таки добрались вершины. Обрадовавшись, что часть маршрута уже пройдена — с легкостью начали форсировать цель нашего похода гору Большая Попадья, 1740м. Погода тем не мение нас не баловала, туман был видимости метров 10, мороз все дальше крепчал, а подходя к вершине ветер становился ураганным. Традиционная тропа в альпийке сменилась шатающимися огромными валунами, через которые пробиратся было сплошной акробатикой. Одно неверное движение — и перелом ноги гарантировал крест на всем походе, так как камни были шаткими, а ветер так и норовил выбить из положения. Продвигаясь по этим козлиным тропкам мы уже полагались на собачьи следы, так как наш пушистик видимо лучше выбирал камни для успешного передвижения. Белое безмолвие... камниМат через мат, пробираясь по камням долезли вершины, которая встретила нас настоящим ледяным адом… Такого урагана, снега и мороза я еще не ощущала. Потому пофоткавшись сразу приняли решение убиратся оттудова и поскорее. Поскорее не получилось, так как спуск оказался сплошной козлиной тропкой опять по валунам, среди давних окопов Первой Мировой войны, построеных еще при Брусиловском прорыве. Преодолевая каждый камешек, не раз вспоминала все и вся последними словами, за то как меня угораздило попасть в такое пекло. Но тем не менее спуск уже был позади, и как мы думали нам всего то нужно обогнуть гору и добратся леса… Не тут то было. Тропа все выше уходила вверх, спуска не наблюдалось, мордохлест альпийский усиливался, а сил оставалось все меньше. Приодолев один, и еще один такой подем, увидев вершину горы Коретвына, которой не должно было быть на маршруте меня уже просто таки охватило отчаяние. К тому же мы сильно отстали от передового отряда, фонарики несмотря на то что их было 3-е на 4-ых начали постепенно угасать, мы выбились из сил окончательно, потому пришлось принять решение внепланово остановится на маленькой полянке среди альпийки. Что б сообщить как-то передовому отряду что б нас не ждали, шмальнули ракетницей. Благо хоть это средство комуникации у нас было. Увы, вместо предупреждения удалось только еще больше напугать наших ребят они вернулись за нами подумав что, что-то случилось. Успокоив их, договорились встретится утром в том лесу, который они собирались найти ночью, посему очень удивились когда ночью до нас доносились человеческие голоса, так как мы предпологали что мы на тропе остались одни. Белое безмолвие... лесВот тут для нас и началась самая веселая ночька… Мороз был наверное — 15С, одежда и палатка леденели на глазах, вопреки всему мы уже стали отапливать палатку газовой горелкой, фонарики подыхали, к счастью взяли свечку. Минеральная вода сопротивлялась до последнего, но под конец и она превратилась в лед, что б попить горячего пришлось прибегнуть к елементарной химии в быту — засыпать лед солью. После этого воду уже можно было засыпать в чайник и немного согрется соленым, горячим чаем. Так как от холода знали что поспать нам не удастся, просто ждали когда закончится наконец эта ужасная ночь, что б утром наконец  уйти из этого белого безмолвия. В нерадосном раздумии лягли, погасив свечку. Но не прошло и пяти минут как услышали шорох возле нашей палатки. Стараясь не придавать этому значения продолжали лежать, но когда уже зашуршало совсем рядышком, и как мне показалось отбилась тень по ту сторону, схватили фонарь, примотали к ракетнице и выскочили из палатки с надеждой застрелить, чем бы оно ни было. Освечивая фонарем периметр наткнулись на волчьи следы, размером с мою ладонь. Хоть знали что волки в эту пору еще не агресивны, снег выпал только что, и нападать по одному они не будут, но всеравно было как то не по себе выходить одному из палатки, когда непонятно что таится в зарослях альпийки. Как же мы тогда пожалели что наш маленький охранник остался с ребятами в передовом лагере. Видимо прошлую ночь он не зря лаял, отганяя того волка от нас. Потому вспомнили все антиволчьи приемы которые только знали: понатягивали растяжек по периметру, пообсыпали снег перцем… увы главного — разжечь костер не смогли, потому остаток ночи провели с заряженой ракетницей у изголовья. Отогревались отапливая палатку газовой горелкой, чтоб хоть как то не замерзнуть, а на утро обрадовавшись новому дню и спавшему туману отправились на поиски ребят по тропе. Их лагерь оказался метров в 100 от нас, почему мы и слышали их голоса. Они тоже не добравшись леса ночевали на вершине. Белое безмолвие... горыПродолжив путь уже вместе, пофоткав непревзойденную красоту гор, мы продолжили наш путь, который вопреки нашим ожиданиям не был легким. Преодолев крутейший склон, где даже наш проводник не удержался, и все мы чуть не попадали обрадовались что не пошли ночью по этой тропе а остались в лагере, так как там идти было бы чрезвычайно опасно с рюкзаками без света. Белое безмолвие... тропаДальше нас уже ждал крутой спуск с препятствиями из поваленых деревьев, и 8ми километровый марш бросок в Осмолоду… но нас еще ждали две внеплановые водные преграды — благо у ребят были чулки ОЗК, и мне не пришлось переходить голыми ногами горную речку… так же на одной из преград у нас было спасение рядового Собака)))) Не оставлять же зверюшку по ту сторону леса, которая прошла с нами весь маршрут. Белое безмолвие... ОЗКПоследние километры оказались самыми трудными. Еле перебирая ногами, здертыми в кровь мозолями и врезавшимся в спину рюкзаком уже не видя дороги брела, мечтая только б успеть к автобусу, который отправлялся в 17… Дороги как мне казалось конца не будет. И только пройдя до конца, отогреваясь в единственном открытом баре в Осмолоде, попивая кофе, кормя нашего маленького проводника до нас дошло что мы сделали… Конечно, люди видевшие Кавказ, ходящие в горы посмеются, ведь не такое еще бывало, но для нас как для первого похода это был подвиг, черт возьми, который мы  сделали. За что не перестану благодарить наших ребят Тараса и Сережу из Калуша, а также Диму, ведь благодаря этим людям мне посчастливилось попасть в эту переделку и благополучно из нее выйти.